Гражданское общество

Содержание представлений о малом бизнесе как социальном феномене расширяется, уточняется параллельно с развитием бизнес-процессов и превращением предпринимателей в значимую социальную и экономическую силу. К теме феномена предпринимательства обращались многие отечественные ученые: Шумпетер были представлены исходные положения о феномене предпринимательства. В процессе содержательного анализа установлено, что сущность, функции предпринимательства трактуются исследователями по-разному: В этой связи выявлено противоречие: Поэтому существует потребность детализированного и многоаспектного исследования этого социального феномена в России, его места и роли в социально-экономической системе, его функциональных особенностей и социального потенциала. Как показывает ретроспективный анализ, одной из первых групп людей, занимающихся производством, обменом и потреблением продуктов труда, были торговцы и купцы, которые, по сути, являлись малыми предпринимателями, Например, Платон высказывался о них так: Отношение Аристотеля к наживе, которым было прозвано современное предпринимательство, было также негативным. Подобным образом относился к занятию торговлей и Ф.

Проблемы и перспективы государстенных программ развития поддержки малого предпринимательства.

В российском бизнесе действуют три группы собственников: Формирование и развитие рыночных отношений предполагает не только развитие различных форм собственности, но и дифференциацию указанных групп в соответствии с рядом признаков. Сохранение, развитие и защита частной собственности? Однако на этом корпоративный интерес исчерпывает себя, хотя именно он является цементирующей силой данного слоя, определяя общую линию поведения в вопросах собственности и отношений, возникающих по поводу и вокруг нее.

Сре дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные Неравномерность развития мировой экономики, экономические кризисы Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и Таким образом, в основе подхода лежит — объём, тип и структура.

Именно возникновение такого преобладания будет означать создание нового качества общества и его стабильность, устойчивость, в конечном итоге — перспективность существования. В этом ракурсе мы будем рассматривать проблематику среднего класса в данном разделе. Противоречия формирования среднего класса в условиях трансформации социальных институтов, социальной структуры давно и активно обсуждаются в политическом, социологическом и экономическом дискурсах. Иными словами, с одной стороны, средний класс рассматривается как главный фактор и опора формирования благоприятной институциональной среды, а с другой — как основной ожидаемый продукт этого процесса.

Таким образом, институциональный аспект исследования проблематики среднего класса предполагает два уровня анализа: Средний класс стал объектом исследований российских обществоведов с рубежа х годов. Одним из результатов этих изысканий стал известный тезис о мифическом характере среднего класса, или же о существовании его в зародыше как протокласс [2]. В последние годы появились фундированные попытки замеров его основных параметров [3]. Разноречивость полученных результатов эмпирических исследований подтверждает неразрешенность и незавершенность их теоретико-методологического обоснования.

Основные спорные моменты связаны с комплексом вопросов, касающихся определения критериев среднего класса в обществе и его социальных функций в российских условиях. Именно специфика российской действительности превращает"поиски среднего класса" в нашей стране в методологическую головоломку, заставляет переосмысливать классические западные каноны, по которым он определяется. Исследования среднего класса на Западе стали традицией уже давно и тесно связаны с историей возникновения институтов индустриального общества.

Поиски критериев разнородного и пестрого социального конгломерата, носящего это обозначение, также всегда были актуальными. Это объяснимо, если учесть гетерогенность групп, входящих в состав этого феномена.

С каждым годом множится число посвященных его изучению исследовательских монографий, эссе, статей, не ослабевают споры о границах, численности, о самом факте его существования. Высказываются полярно противоположные точки зрения: Ясно, что оно служит для обозначения большой, массовой социальной группы, однако такого рода групповые обозначения различаются по источникам своего происхождения и характеру своего отношения к реальности.

Венчурный бизнес – это компания создаваемая с нуля, кот создается На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор 13 Малые предприятия и их роль в современной рыночной экономике. слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно.

Средний класс выполняет в обществе следующие функции: Исходя из этой роли среднего класса в обществе главный признак отнесения людей к этому классу - размер их среднедушевых доходов, обеспечивающий возможности активной покупки товаров и услуг и формирования сбережений. Это означает, что к среднему классу могут принадлежать люди из самых различных слоев населения, если их денежные доходы отвечают этим признакам.

Многие экономисты и социологи считают, что средний класс - это главным образом представители малого и среднего бизнеса. Безусловно, это действительно существенная часть среднего класса. Поэтому все меры по стимулированию малого и среднего бизнеса имеют важное значение и с позиции формирования среднего класса. Однако к среднему классу в развитых странах относятся и такие профессиональные категории, как врачи, учителя, ученые, ИТР.

Причем их совсем не надо противопоставлять малому и среднему бизнесу. Ведь за рубежом малый и средний бизнес в значительной мере состоит из врачебных кабинетов и частных лечебных учреждений, адвокатских контор, платных школ и т. Поэтому, развивая малый и средний бизнес, надо иметь в виду не только торговые предприятия и разные мастерские, но и эти формы бизнеса. И, конечно, в первоочередном порядке необходимо повышать заработную плату указанным профессиональным категориям, работающим в государственных школах, НИИ, учреждениях медицины и т.

Наконец, формирование среднего класса невозможно без включения в него значительной части пенсионеров. В развитых странах именно пенсионеры, получающие, как правило, солидные пенсии, обеспечивают существенную часть платежеспособного спроса.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Средний класс как субъект экономического действия. Роль и функции среднего класса в экономической системе. Методологические подходы к исследованию экономических аспектов функционирования среднего класса.

Средний класс в России пока представляет собой немногочисленный социальный слой, он отличается от других слоев российского населения не только рыночной экономики - формирование среднего класса, свободный дух расширения экономических и социальных функций бизнеса в решении .

Венчурный бизнес — это компания создаваемая с нуля , кот создается для выпуска инновационного продукта и имеющая повышенную степень риска. Венчурная компания имеет сл. Практика показывает, что ВБ развив. Венчурный фонд — это частная коммерческая структура, которая имеет следующие функции: Срок жизни ВК лет, реализ-ся 2 проекта: Форма разоряется Фирма осущ-ет удачное пр-во и начинает функционировать как традиционная, раночная стоимость увел-ся по сравн.

Государственное стимулирование развития венчурного бизнеса основано на создании и деятельности Российской Венчурной Компании. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Социальная роль Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике

Выберите перфораторы и купите по низкой цене - . Он понимал предпринимателя как хозяйствующего субъекта, действующего в условиях риска для достижения определенных целей. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Так, в России ХХ века малый бизнес как элемент рыночной системы был два основных вида трактовки терминов «предпринимательство» и «бизнес»: . сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по что малый бизнес выполняет социально-экономические функции: развитие.

Скачать Часть 5 Библиографическое описание: Для стран с численным преобладанием представителей среднего класса характерна отлаженная работа социально-экономических, а также политических институтов. Исследуя становление и развития среднего класса в странах с развитой экономикой, мы можем заметить, что представители малого бизнеса играют в этом процессе существенную роль. При анализе современной российской действительности перед нами встает неоднозначная картина формирования и укрепления среднего класса в лице представителей малого бизнеса России.

Для того, чтобы исследовать роль малого бизнеса в формировании среднего класса современной России. Приведем некоторые особенности, присущие представителям среднего класса, а именно: При этом представители данного сегмента общества ориентированы прежде всего на совершенствование существующей социально-экономической системы, привнеся в нее изменения, но не меняя ее основ.

Средний класс — это, по сути, наиболее социально-активные граждане, которые всячески способствуют наиболее прогрессивному и благоприятному развитию общества без разрушения сложившихся в данном обществе устоев. Исследователи отмечают, что представители среднего класса-это, как правило, основные носители национальной культуры и общественных интересов.

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

Период трансформации социально-экономических отношений породил целый ряд новых социальных и экономических проблем и трудностей, неизбежных в условиях резких, не всегда регулируемых государством изменений. Преодоление данных проблем возможно лишь на комплексной, системной основе с учетом национальных интересов страны и ее экономической безопасности. Вместе с тем, изучение зарубежного и отечественного опыта показывает, что в условиях перехода стран к рыночной экономике целый ряд социально-экономических функций государства начинает выполнять бизнес.

Важную роль в решении социально-экономических проблем призвано сыграть малое предпринимательство, которое является важнейшей стержневой составляющей экономической структуры стран с рыночной экономикой в силу целого ряда причин:. Во-первых, экономические интересы субъектов развития малого предпринимательства совпадают с интересами среднего слоя предпринимателей, являющихся необходимой социальной опорой рыночной экономики.

Они имеют в своей основе трудовую и инновационную мотивацию и тесно связаны с реальным сектором экономики.

Управление малым предприятием в условиях рыночной экономики новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества. нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальные функции малого бизнеса в условиях переходной экономики.

Критерии выделения и определение численности среднего класса в современном российском обществе Понятие СК появилось в социологической науке тогда, когда в результате роста благосостояния исчезло жесткое противостояние богатых и бедных, при котором остальные группы общества составляли лишь незначительное меньшинство. Однако в послевоенной Европе уже для всех стало очевидно не только несоответствие этой модели общества новым реальностям, но и возникновение нового массового социального субъекта — СК, численность которого стала сначала сопоставима с численностью рабочего класса, а затем и превзошла ее.

При этом сначала в западноевропейской социологической традиции СК выделялся на основании общей оценки социального статуса индивида, связанного с его работой, экономическим положением и уровнем образования. Но и она постепенно потеряла свою актуальность, и в настоящее время при необходимости обозначить те слои общества, которые не относятся ни к богатым, ни к бедным, в западной социологии говорят не только о средних классах, но и о средних слоях, которые в силу своего внутреннего многообразия не могут рассматриваться как единый социальный субъект.

Однако в России, где состояние общества с точки зрения его социальной структуры, политической повестки дня, а во многом — и общественного сознания, соответствует скорее Центральной Европе годов, чем сегодняшнему состоянию европейского общества, концепция СК представляется весьма актуальной. Более того — вряд ли найдется в стратификационной проблематике тема, вызывающая сегодня в российском обществе такой интерес, как СК. Какие слои населения могут рассматриваться как искомый многими российскими социологами СК, который должен если и не спасти Россию, то обеспечить ей в будущем стабильность и процветание?

Что эти слои собой представляют, как живут, какова их численность? Ответ на эти вопросы зависит от задаваемых критериев принадлежности к среднему классу, и может выглядеть очень по-разному. В этой связи надо сказать, что среди основных подходов, используемых сегодня в российской социологии для выделения СК, четко выделяются четыре основных.

Один из них, связанный с бытующим представлением о среднем классе как о массовом социальном субъекте, который характеризуется прежде всего сравнительно высоким жизненным стандартом и уровнем потребления, в качестве критерия выделения СК использует уровень душевого дохода или наличие определенного набора дорогостоящего имущества. Второй подход связан с тем, что исследования СК в современной России имеют не только академическое, но и политическое значение.

Этот подход предполагает акцент при определении критериев СК прежде всего не на имущественных, а на идентификационно-психологических характеристиках индивидов, поскольку именно они в наибольшей степени влияют на его социальное самоощущение и социально-политическое настроение и поведение. Наконец, четвертый подход связан с попыткой комплексного применения в условиях России традиционных критериев выделения СК определенные профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики, иногда к ним добавляется и самоидентификация.

Бизнес-план предпринимателя